Наш мозг и мотоцикл

Работа нашего мозга остается загадкой для ученых и по сей день, однако проявления его процессов очень сильно влияет на наши действия, даже когда мы этого не хотим.

Традиционно в мотошколах мало внимания уделяется этому аспекту, однако понимание этих процессов помогло нам снизить время, необходимое на усвоение учебной программы. На кухне у инструкторов есть понятие сложный” ученик. Так вот, все сложности обычно возникают, когда нет возможности правильно побороть свои страхи или инстинкты.

Когда я только начинал ездить на мотоцикле, то пару раз чувствовал как руки или ноги совершали не логичные для меня действия. И я это не мог объяснить. Ну к примеру, я не вписывался в поворот и понимал, что нужно дорулить, вместо этого я схватился за тормоза, мотоцикл выпрямился и я чуть не улетел с дороги. Когда я говорил о таких проявлениях работы мозга, более опытные товарищи поднимали меня на смех.

Теперь я точно знаю что это было не просто так. Благодаря Кейт Коду среди мотоциклистов появилось понятие Проявление инстинктов самосохранения”, он также первым поднял тему недостаточности внимания у мотоциклистов. Никогда не задумывались почему взгляд так важен? Потому что взглядом Вы даете мозгу команды.

Работа мозга и инстинкты

С подачи Джоша Кауфмана представим наш мозг в виде луковицы. И да простят меня нейробиологи, но более простого объяснения пока нет. Условно наш мозг можно разделить на 3 части. Самая внутренняя — задний мозг, средний мозг и передний мозг.

Задний мозг поддерживает в нас жизнь. Он контролирует работу внутренних органов, сердечный ритм, сон, пробуждение, рефлексы и биологические потребности.

Средний мозг обрабатывает сенсорные данные, эмоции память и сопоставление. Он постоянно и автоматически предсказывает что произойдет и посылает информацию в задний мозг, который и готовит наше тело к выполнению каких-либо действий. Рефлекторный пример — когда вы прикасаетесь к чему-то горячему, то убираете руку еще до того как осознанно поняли что поверхность горячая. Пример из памяти: когда вы видите серые тучи вы не проводите параллель, что сейчас будет дождь, вы сразу это понимаете.

Передний мозг — тонкий и очень маленький слой, который отвечает за когнитивные способности: самосознание, логику, размышление, подавление и решение.

С точки зрения развития, передний мозг скорее всего возник, чтобы справляться с неопределенностью. Большую часть времени работает задний мозг и средний. Мы почти всегда действуем на автопилоте. Вы не задумываетесь как переставлять ноги при ходьбе, например, а с точки зрения физики и механики это очень сложный процесс. Однако всё меняется, когда происходят ситуации неожиданные для нас, когда средний мозг не может предсказать что произойдет. В этот самый момент и включается передний мозг.

Если наше сознание не в силе подсказать решение, то включаются инстинкты. А езда на мотоцикле для нашего организма полностью противоестественна. Отсюда и начинаются все проблемы. В 99% идет неправильная реакция: торможение с блокировкой колеса; попытка повернуть руль в сторону поворота; торможение там, где надо открыть газ и т.д. Это и называется проявление инстинктов самосохранения. Особенно это заметно у новичков, наши инстинкты подсказывают нам держаться за руль, хотя это ухудшает стабильность мотоцикла и контроль над ним, держаться надо ногами.

Поэтому в нашей мотошколе мы строим обучение по принципу опережения событий. Сначала Вы должны понять какие действия к чему приводят, чтобы передний мозг знал как действовать. Потом вы пробуете какой-то прием, чтобы средний мозг через сенсорные данные понял к чему готовиться и потом отрабатываете эти действия до уровня рефлексов.

Иными словами, наше тело эволюционировало не для езды 300 км/ч. И при езде на такой скорости по городу ваш мозг просто не успеет ни на что среагировать. Именно поэтому опасна быстрая езда по дорогам общего пользования, т.к. вы не успеваете обрабатывать всю информацию. Однако к скорости можно привыкать. Любой, кто постоянно гоняет на треке про это знает. Сначала сложно ехать поворот 80км/ч, потом 100км/ч, но через пару лет уже можно ехать этот поворот 140км/ч, при этом думая над развесовкой мотоцикла и контролируя усилия на подножки. Но опять же, ограничение скорости придумали не дураки, а для дураков. Даже если Вы катаете уже 10 лет, есть много факторов, которые вы можете не заметить.

Дефицит внимания

Ваше внимание — ограниченный ресурс. Вы можете тратить его на определенные вещи. И стоимость” этих вещей меняется в зависимости от условий.

Наглядно это можно понять в известной рекламе. Ваша задача посчитать количество передач у белой команды:

То есть Вы не можете видеть всей картины, когда требуется сконцентрироваться на чем-то одном. Но посмотрев в следующий раз, танцующего медведя вы конечно же уже увидите.

Любой кто ездит на автомобиле с механической коробкой передач проходил через стоимость внимания. В начале обучения, взаимодействия со сцеплением и коробкой передач отнимает много внимания, в ущерб, скажем, контролю габаритов автомобиля по зеркалам. Со временем Вы обращаете на это всё меньше и меньше внимания, а опытные водители не всегда точно знают на какой передаче в данный момент они едут, т.к. все переключения совершаются на автомате.

В процессе обучения наше незыблемое правило — не забегать вперед. По собственному опыту, все падения случаются тогда, когда инструктор дает потенциально сложные упражнения. Весь процесс обучения идет постепенно. Сначала сцепление и подавление инстинктов занимает почти всё ваше внимание. Постепенно Вы отвлекаетесь на стабильность мотоцикла и сцепления всё меньше, и можете контролировать свою посадку на мотоцикле, смотреть по сторонам и многое другое. То есть цена контроля рычага сцепления постепенно уменьшается, и Вы можете переключиться на другие вещи.

Именно поэтому важно не просто получить права, а пройти полноценное обучение, чтобы иметь полное понимание работы мотоцикла, выработать правильные рефлексы и не отвлекаться на органы управления.

Подводя итог, скажем, что из всего вышесказанного для себя мы вынесли несколько правил обучения:

С любой информацией, в особенности важной для мышечной памяти, очень важно переспать. Во время сна, полученный опыт и информация усваиваются в вашей голове. Бывает такое, что на первом занятии ученик не может даже тронуться. А на втором уже сразу едет.

Сложно усвоить за занятие больше 2 вещей. Приходя на занятия, особенно без опыта управления какой-либо техникой, ваш мозг получает очень большой объем информации, оставляя только самую важную. Поэтому многое забывается.
Любому человеку нужен накат. По нашим собственным ощущениям, для комфортной езды на мотоцикле требуется накатать минимум 1000км. К слову, за программу на категорию А в среднем ученик проезжает 20км.

Будьте готовы, что Ваш мозг Вас подведет. Мы с первых занятий делаем упор на безопасность, объясняя правильное торможение и контрруление буквально на каждом занятии, хотя и начинаем отрабатывать эти вещи на 4-5 занятии. Даже после тысяч километров, сотен соревнований, я иногда ловлю себя на неправильной реакции, но благодаря знаниям я умею в нужный момент переключиться на правильные действия.

Вы никогда не сможете видеть всего. Как в ситуации с танцующим медведем, ресурсов вашего внимания на всё не хватит. На дороге Вам надо следить за машинами, состоянием полотна, знаками, скоростью и т.д. Чем выше ваша скорость, тем меньше у вас свободного внимания.

Будьте аккуратны и внимательны. Профессиональный мотоциклист в городе тот, у кого меньше всего аварийных ситуаций. Для острых ощущений всегда есть подготовленные треки.

One thought on “Наш мозг и мотоцикл

  1. Всех приветствую! С новым годом поздравляю, хочу пожелать всем счастья, здоровья и удачи в новом году!

    Отличный у вас сайт, многие записи действительно полезные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *